Ахалтеки́нская ло́шадь, или ахалтеки́нец, — верховая порода, выведенная народами древних цивилизаций Парфии, Бактрии, Гетами населявших территорию современного Туркестана предположительно около 5000 лет назад. Это древнейшая из культурных пород, оказавшая влияние на многие породы — арабскую, чистокровную верховую (или английскую скаковую, англ. Thoroughbred) и др. Относится, наряду с чистокровной верховой и арабской, к числу чистокровных пород, так как является эталонной верховой лошадью и на протяжении 5000 лет не имела скрещиваний с другими породами. Хорошо приспособлена к сухому жаркому климату и прекрасно акклиматизируется в других условиях.
Общая характеристика
Ахалтекинец имеет весьма замечательной крепости экстерьер, славится изяществом и нарядностью форм, эластичными, красивыми движениями. Кто хоть раз видел представителей этой породы, не спутает их с другими лошадьми. Ахалтекинцы имеют достаточно крупный рост (в среднем около 160 см в холке у жеребцов), чрезвычайно сухую конституцию. Глядя на их формы, невольно делаешь аналогии с борзой собакой или гепардом. Во всём облике преобладают длинные линии. Другие промеры жеребцов: косая длина туловища — 160—165 см, обхват груди — 175—190 см, обхват пясти — 19-20
Грудь глубокая, холка высокая, длинная, круп хорошо обмускулен, мощный, слегка приспущенный. Очень своеобразны формы головы и шеи. Голова имеет прямой или горбоносый профиль, иногда со слегка выпуклым лбом, лицевая часть её утончённая и удлинённая. Уши длинные, тонкие, довольно широко расставленные. Глаза большие, выразительные, но имеют необычную удлинённую, немного раскосую форму и как бы глубоко посажены — так называемый «азиатский глаз». Шея очень высоко поставленная, тонкая, длинная с развитым затылком
Кожа тонкая, и сквозь неё легко проступает сетка кровеносных сосудов. Волосяной покров чрезвычайно тонок, нежен и шелковист; грива редкая и недлинная, а часто и почти вовсе отсутствует, чего не встретишь ни у одной другой породы лошадей. Темперамент пылкий.
Масти разнообразные, помимо обычных и встречающихся повсеместно гнедой, вороной, рыжей и серой, встречаются редкие буланая, соловая, изабелловая, караковая, бурая. Для всех мастей характерен яркий золотистый или серебристый оттенок шерсти. Кроме того, сама структура волоса ахалтекинца такова, что шерсть блестит как атлас. Так что часто эти лошади выглядят буквально сделанными из золота.
Происхождение названия
Современное название было дано породе по месту, где эти лошади были сохраненны в чистоте в оазисе Ахал, узкой полосой тянущегося вдоль северного подножия Копет-Дага от Бахардена до Артыка, который населяло туркменское племя теке (или текинцев). Аналогично возникли названия этой породы и в других языках, например: англ. Akhal-Teke, фр. Akhal-Teke, нидерл. Akhal-Teke, нем. Achal Tekkiner, швед. Achaltekeer и т. д.
Особенности породы
Жизнь туркмен проходила в постоянных военных походах, набегах, стычках, и качество их лошадей было для них практически вопросом жизни и смерти. Конь был настоящим боевым другом туркменского воина, готовым, если нужно, защищать его при помощи зубов и копыт. Таким узам способствовали особые условия, в которых веками выращивались ахалтекинцы. На краю суровой пустыни Каракумы растительность, появившаяся ранней весной, выгорает уже к маю. Кочевники не могли держать табуны лошадей на выпасе, корма выращивались на поливных землях. Поэтому коней держали по одному-два на привязи у юрты и кормили их с рук. Заботились текинцы о своих конях так, как не заботился ни один степной кочевник.
Корм, пусть в небольших количествах, но самый лучший и калорийный: отборный ячмень, высушенная люцерна в снопиках, лепёшки, смазанные бараньим жиром. В экстремальных ситуациях в походе туркмены даже набивали рот коня салом.
Особенности кормления, традиционного тренинга и использования — сочетание резвых скачек на короткие дистанции и длинных изнурительных походов — всё это сказалось на экстерьере и интерьере (внутренних особенностях) породы: лошади стали поджарыми и сухими, без лишнего жира, необыкновенно выносливыми и не требовательными к количеству (но не к качеству) пищи.
Чтобы уберечь лошадь, стоящую под открытым небом, от зноя и холодов, её постоянно укрывали попонами из кошмы. В особо холодную погоду лошадей даже заводили в юрты. Жеребёнок рос как член семьи, окружённый лаской и вниманием.
В результате ахалтекинец стал лошадью с чрезвычайно тонкой психической организацией. Он умён, горд и не привык выставлять свои чувства напоказ. Его симпатию надо заслужить, но уж тому, кто сумеет стать ахалтекинцу другом, он будет служить верой и правдой и будет готов идти за своим хозяином в огонь и воду.
Ахалтекинец очень хорош для верховой езды, его движения эластичны и неутомительны для всадника. Ахалтекинцу можно доверить ребёнка и быть уверенным, что лошадь не причинит всаднику никакого вреда. При этом грубость или пренебрежение ранят текинца гораздо сильнее, чем многих других лошадей, а уж постоять за себя он умеет. Как и все чистокровные лошади, ахалтекинец никак не соответствует роли «спортивного снаряда», безропотно выполняющего любые требования всадника, он требует особого подхода. Поэтому многие спортсмены, привыкшие к более флегматичным и безотказным полукровным лошадям, считают ахалтекинцев тяжёлыми в работе. Но в руках умного и терпеливого всадника ахалтекинец способен на настоящие чудеса.
Будучи потомками диких и одомашненных лошадей, которые выращивались в условиях суровой пустыни и жили в песках Каракумов, ахалтекинцы не могли не унаследовать от своих предков невероятную выносливость и приспособленность к окружающим условиям. Кроме того, в результате искусственного отбора основными мастями текинцев стали золотисто-буланая, золотисто-гнедая, золотисто-игреневая (паломино) и бронзово-рыжая.
Именно условиям вязких песков ахалтекинцы обязаны своим необычным аллюрам: во время движения шагом и рысью, кажется, что лошадь плавно плывёт над землёй, не касаясь её ногами. Такой способ передвижения помогал ахалтекинцам с лёгкостью ходить даже по зыбучим пескам.
Несмотря на свою тонкую нежную кожу и очень короткую шерсть, ахалтекинская лошадь может переносить температуру в широком диапазоне — от −30 до + 50 °C, а также серьёзные перепады температур. Она может резвиться в российских снегах так же, как и в туркменских песках.